Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вознесенский анд. анд

Гуманитарный словарь

ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ Анд. Анд. (род. 1933) - поэт. Род. В семье науч. работника. Окончил Моск. архит. ин-т (1957). Первая поэтич. публикация - 1958 (отдал предпочтение поэзии под влиянием дружбы с Б. Пастернаком - см. "Рифмы прозы. Мне четырнадцать лет"). Сб-ки нач. 60-х гг. "Мозаика", "Парабола", "Антимиры", вызвавшие офиц. упреки в "упадничестве", "декадентстве" и "формалистич. увлечениях", сделали В. одним из лидеров молодой поэзии, вышедшей на эстраду и выразившей обществ. настроения периода "оттепели" ("Прощание с Политехническим", 1962). Выпустил также сб-ки "Ахиллесово сердце", 1966, "Тень звука", 1970, "Взгляд", 1972, "Выпусти птицу!", 1974, "Дубовый лист виолончельный", 1975, "Витражных дел мастер", 1976, "Соблазн", 1978, "Иверский свет", 1984, и др. Для поэзии В. характерны неожиданные ассоциации, резко экспрессивные образы, идущие часто от глобальности видения жизни, космич. измерений происходящего, от превращения конкретного события в своеобразную фантасмагорию. В его поэтическую систему органично входят сугубо совр. термины ("синхрофазотрон", "спидометр", "хула-хуп", "черные дыры", "колготки"), городской сленг и неологизмы ("поэтарх", "изопы", "архистихи" и т. д.). В. - автор поэм "Оза", "Лед-69", "Авось!", "Андрей Полисадов" и др. Широкой известностью пользовалась посв. В. И. Ленину поэма "Лонжюмо" (1962-63). В творчестве В. часто стирается грань между стихом и прозой, а их сочетание рождает новый жанр - "Рифмы прозы". В. написал эссе, воспоминания, очерки о Л. Арагоне, Б. Пастернаке, М. Шагале. Сотрудничал с комп. М. Таривердиевым, А. Бабаджаняном, Р. Паулсом, В. Баснером, А. Шнитке. По мотивам "Авось" композитором А. Рыбниковым написана опера "Юнона" и "Авось". "Поэтория" (концерт для поэта с оркестром) - совм. творчество В. и Р. Щедрина. В. занимается также живописью, ряд его картин демонстрируется в музеях.

Полезные сервисы

вознесенский андрей андреевич

Энциклопедический словарь

Вознесе́нский Андрей Андреевич (р. 1933), русский поэт, академик РАО (1993). В лирике - стремление «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации; экстравагантность сравнений и метафор, усложнённость ритмической системы, звуковые эффекты. Сборники: «Треугольная груша» (1962), «Антимиры» (1964), «Витражных дел мастер» (1976; Государственная премия СССР, 1978), «Аксиома самоиска» (1990). Поэмы «Мастера» (1959), «Лонжюмо» (1963, о В. И. Ленине), «Оза» (1964), «Авось» (1972; рок-опера «"Юнона" и "Авось"», постановка 1981). Мемуарная проза, публицистика; книга «Прорабы духа» (1984). Пытается совмещать в творчестве синкретические (поэтические и внелитературные) задачи: книга-игра (с фишками) «Гадание по книге» (1994); «Casino Россия» (1997; включена видеома - изографические стихи).

* * *

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич - ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ Андрей Андреевич (р. 12 мая 1933, Москва), русский поэт.

Родился в семье научного работника. Стихи начал писать еще в школе, тогда же серьезно занимался живописью, скульптурой, что, несомненно, сказалось на формировании его поэтического мироощущения и стиля. В 1957 окончил Московский архитектурный институт. Первые его стихи были напечатаны в 1958 в «Литературной газете» и сборнике «День русской поэзии». Уже первые публикации обратили внимание критики на талантливого поэта, со свежим голосом, энергичными интонациями и ритмикой, неожиданной образностью и звукописью.

В 1960 в Москве и Владимире параллельно вышли книги «Парабола» и «Мозаика». Они были неоднозначно восприняты поэтами и критиками. Так, упреки в формализме вызвало одно из ключевых для этого периода стихотворений - «Гойя» (1957). Сквозная пронизанность созвучьями, внутренними рифмами отчетливо ощутима в программной для поэта «Параболической балладе» (1958): «Судьба, как ракета, летит по параболе / обычно - во мраке и реже - по радуге»; «Идут к своим правдам, по-разному храбро, / червяк - через щель, человек - по параболе».

Уже в этих относительно ранних стихах проявилось своеобразие поэтической манеры Вознесенского - острота видения мира в его сложности и трагических противоречиях, в стремительном движении, «в образных сгустках» (Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович)), сила лирического чувства, экспрессивно-романтический характер образов, метафор, ассоциаций, а также сжатость и динамизм языка, лексическая и интонационная широта, свобода и разнообразие ритмов, богатая инструментовка стиха. В его творчестве заметно влияние поэтики Б. Л. Пастернака (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович) и В. В. Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович), В. В. Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир) и М. И. Цветаевой (см. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна), других поэтов Серебряного века, ряда художников и архитекторов 20 века.

Видными вехами эволюции поэта-шестидесятника (см. ШЕСТИДЕСЯТНИКИ) стали поэмы «Мастера» (1957), «40 лирических отступлений из поэмы Треугольная груша» (1962) и «Оза» (1964). В «Мастерах» Вознесенский ставит важнейшие для себя в это время вопросы творчества и решает их на материале художественной интерпретации одного из периодов русской истории - времени строительства народными умельцами храма Покрова на Нерли (см. ПОКРОВА НА НЕРЛИ (церковь)). В книге «40 лирических отступлений...», обратившись к современной жизни Америки, России, планеты и выражая свое понимание задач искусства, взгляды на поэзию, он еще более настойчиво и последовательно отдает приоритет метафоре, ассоциациям, звуку. Так, в «Архитектурном» отступлении - «Ночной аэропорт в Нью-Йорке» развертывается цепочка метафор и сравнений из самых разных сфер бытия, сознания, воображения. Аэропорт предстает как «Автопортрет мой, реторта неона, апостол небесных ворот», «небо, приваренное к земле»...

В последующие годы вышли книги «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1969), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976). В разнообразных стихах и поэмах отражались сложные современные проблемы и конфликты. Тяга к емкости и содержательности образной мысли и чувства, облеченных в классически ясную поэтическую форму (например, в элегии «Кромка», 1970), нередко сочеталась с ориентацией на формальный поиск, синтаксическую и метафорическую усложненность стиха.

В творчестве Вознесенского 1970-х гг. усиливаются нравственные и художественно-эстетические искания. Поэт ощущает необходимость обновления прежде всего духовного содержания своей поэзии. Оставаясь верным себе, он неустанно продолжает художественный поиск и эксперимент, не раз добиваясь на этом пути разнообразных успехов - от «Повести под парусами» - «Авось» (1969), ставшей основой известной рок-оперы «Юнона и Авось» (на музыку А. Л. Рыбникова (см. РЫБНИКОВ Алексей Львович)), - до включившей произведения визуальной поэзии книги «Видеомы» и оригинальных скульптурных творений.

Диапазон его творчества необычайно широк. Продолжив интенсивные жанровые и стилевые искания в сфере поэмы («Дама треф», 1974, «Андрей Полисадов», 1979), он выступил и как автор великолепной поэтической, в том числе мемуарно-биографической прозы («Мне четырнадцать лет», посвященная встречам с Б. Л. Пастернаком, определившим во многом его судьбу в поэзии). В 1980-1990-е гг. наряду с усилением социально-нравственным мотивов, особенно в сборниках «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1987), идет активизация художественного поиска, эксперимента, игры - в книгах, характерных самими названиями: «Аксиома самоиска» (1990), «Видеомы: Стихи, визуальные объекты, проза» (1992), «Гадание по книге: Вещи последних лет / Рисунки автора» (1994).

В книгах «Casino «Россия» (1997) и «Жуткий Crisis Супер стар: Новые стихи и поэмы (1998-1999)» Вознесенский с болью и горечью размышляет об уходящем столетии и современности, продолжая активно экспериментировать над словом в его взаимодействии с изобразительными искусствами - графикой, живописью, инсталляцией и скульптурой (визуальные палиндромы, «видеомы», «кругометы», восходящие к его «Изопам» - «опытам изобразительной поэзии» конца 1960-х гг.).

По поводу распространенного мнения, что в 21 веке интерес к поэзии почти угас, поэт заметил: «Сейчас поэзия уходит в Интернет. Там она живет в чистом виде, и к ней проявляют огромный интерес, который даже не сравнить с шестидесятыми годами, когда поэзия жила на стадионах. Я хочу опоэтизировать Интернет, как в свое время футуристы опоэтизировали плакаты и витрины». Подтверждением этих слов стала его новая книга «www.Девочка с пирсингом.ru Стихи и чаты третьего тысячелетия» (2000).

При всем многообразии путей художественных исканий в сфере современного искусства, точнее, синтеза искусств, Вознесенский остается прежде всего выдающимся поэтом-лириком, о чем свидетельствует и одна из поздних его книг с симптоматичным названием «Не отрекусь: Избранная лирика» (1996). Самобытное творчество поэта опирается на широкий пласт литературных и художественных традиций в отечественной и мировой культуре и получило признание в стране и в мире.

Большой энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (р. 1933) - русский поэт, академик РАО (1993). В лирике - стремление "измерить" современного человека категориями и образами мировой цивилизации; экстравагантность сравнений и метафор, усложненность ритмической системы, звуковые эффекты. Сборники: "Треугольная груша" (1962), "Антимиры" (1964), "Витражных дел мастер" (1976; Государственная премия СССР, 1978), "Аксиома самоиска" (1990). Поэмы "Мастера" (1959), "Лонжюмо" (1963), "Оза" (1964), "Авось" (1972; рок-опера "Юнона и Авось", постановка 1981), "Ров" (1986). Мемуарная проза, публицистика; книга "Прорабы духа" (1984).

Энциклопедия Кольера

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (р. 1933), русский поэт. Тематический и формальный диапазон Вознесенского чрезвычайно широк: у него можно найти и элегические стихи о красоте родной земли, и вызывающие восхваления аэропортов, американских танцовщиц стриптиза и парижских рокеров. Среди главных тем - война, смерть, насилие и несправедливость; первостепенное значение природы; призвание художника; обманчивость обличий. Известен как исполнитель своих стихов. Родился 12 мая 1933 в Москве. Намеревался стать художником, затем изучал архитектуру в Московском архитектурном институте. Интерес к пластическим искусствам сказался в поэме Мастера и стихотворении Ночной аэропорт в Нью-Йорке. Первые стихи Вознесенский представил на суд Б.Пастернаку, которого считает одним из главных своих поэтических наставников. Среди его важнейших сборников - Мозаика (1960), Антимиры (1964), Витражных дел мастер (1976) и Аксиома самоиска (1990). В последнем новые стихи, проза, публицистика объединены со старыми, публикуемыми без прежних цензурных изъятий.

ЛИТЕРАТУРА

Михайлов А. Андрей Вознесенский. М., 1970 Вознесенский А. Собрание сочинений, тт. 1-3. М., 1983-1984 Вознесенский А. Прорабы духа. М., 1984

Полезные сервисы